Артикуляционная гимнастика

Логопед отделения реабилитации Кировского района Подгорнова Нина Витальевна подготовила для вас небольшой видеоролик по артикуляционной гимнастике.


Артикуляционная гимнастика — это упражнения для тренировки языка, губ, щек и нижней челюсти. Именно эти органы отвечают за четкое и правильное произношение звуков и слов. 

Артикуляционные упражнения повышают подвижность органов речи, увеличивают силу их движений, а также помогают ребенку запомнить правильное положение языка и губ. С помощью артикуляционной гимнастики формируется правильное «автоматическое» произношение.

Данная гимнастика состоит из статических и динамических упражнений. 
Статические упражнения направлены на неподвижное удержание языка, щек и губ в правильном положении. Это способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата. 

Динамические упражнения развивают у артикуляционных органов подвижность, гибкость и координацию, необходимые для беглой речи. Это достигается за счет многократных повторений определенных положений языка и губ.

Чтобы гимнастика приносила свои результаты, важно соблюдать ряд правил. 

Правила проведения артикуляционной гимнастики:
• Нельзя заставлять ребенка заниматься. Ему должно быть интересно. Это можно сделать, включив фоном приятную музыку, позвав на занятие любимую игрушку и выполняя упражнения виде игры. 
• Обязательно надо хвалить ребенка за успехи. 
• Гимнастику не стоит проводить чаще 2-3 раз в день. 
• Артикуляционный комплекс выполняется ежедневно, не дольше 10-12 минут. 
• В занятии может быть 3-4 уже отработанных упражнения и одно новое. 
• Для самых первых занятий не надо делать более 2-3 упражнений. 
• Не нужно повторять артикуляционное движение более 5 раз за подход. Упражнения выполняются перед зеркалом, чтобы ребенок видел себя и движения своих губ и языка. 
• Взрослому надо стоять/сидеть за ребенком перед зеркалом или находиться напротив малыша (если зеркало совсем маленькое). 
• Сперва упражнение делает взрослый, а ребенок за ним повторяет. Затем малыш выполняет его самостоятельно. 
• Упражнения в комплексе даются от простого к сложному. 
• Родитель контролирует правильность выполнения движений. При необходимости можно помочь малышу — например, подвинуть язык в сторону ложкой или другим безопасным предметом. 
• В артикуляционный комплекс нужно включить и динамические, и статические упражнения. 
• При выполнении статических упражнений надо держать губы, язык или щеки в определенном положении 5-10 счетов. 

Артикуляционная гимнастика:
1. «Птенчик». Максимально широко открывает рот и удерживаем. 
2. «Часики». Открывает рот в широкой улыбке. Кончик языка поворачивается к левому уголку рта, затем к правому. 
3. «Качели». Приоткрыть рот. Язычок дотрагивается до верхней губы, затем до нижней. Нижняя челюсть при этом не подвижна. 
4. «Вкусное варенье». Приоткрыть рот. Широкий язычок облизывает верхнюю губу. 
5. «Лопатка». Приоткрыть рот. Максимально высунуть изо рта широкий язычок и удерживает позу. 
6. «Непослушный язычок». Рот приоткрыт. Широкий язычок лежит на нижней губе. Шлепаем губами по язычку и произносим «пя-пя-пя». 
7. «Горка». Рот приоткрыт в широкой улыбке. Язык упирается в нижние зубы, и спинка языка выпячивается и удерживаем позу. 
8. «Иголочка». Рот приоткрыт. Изо рта высовывается узкий язычок. 
9. «Кошечка лакает молоко». Рот широко открыт. Нижняя челюсть не подвижна. Имитация лакания языком, как будто кошечка лакает молоко.  

Яндекс.Метрика