Мозжечковая стимуляция – это система физических упражнений на специальной доске-балансире, направленных на совершенствование функций мозжечка и базальных ганглиев — структур мозга, активно участвующих в формировании речи и поведения ребенка.
Мозжечок представляет собой мозговой центр, который имеет в высшей степени важное значение для координации и регуляции двигательной активности и поддержания позы, он связан с другими отделами нервной системы.
Цель занятий на балансировочной доске — научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств.
Кому показана мозжечковая стимуляция?
Мозжечковая стимуляция эффективна, если у ребенка есть
— проблемы со вниманием
— проблемы гиперактивности-импульсивности
— частые перепады настроения
— быстрая возбуждаемость
— отвлекаемость, несобранность
— проблемы с памятью
— речевые проблемы (дисграфия, дислексия, логоневроз, заикание)
— проблемы с поведением
Каким же образом упражнения на балансире помогают решить проблему школьной неуспеваемости и попутно еще ряд других? Ответить на этот вопрос коротко не получится, потому что механизм воздействия — комплексный.
Во-первых, манипулирование мячами и мешочками, выполняемое на неустойчивой поверхности, требует одновременной точно согласованной работы вестибулярной, проприоцептивной, зрительной и даже аудиальной систем, а также моторной ловкости и координации. Регулярное повторение тренировок постепенно возрастающей сложности приводит к тому, что в мозгу информация от различных сенсорных систем связывается воедино (“интегрируется”), формируя так называемую “схему тела” — внутреннюю ментальную карту того, где находятся те или иные части тела, и чем они заняты. Обретение же полноценной схемы тела означает то, что колоссальный поток информации, каждое мгновение приходящей в “центр управления” от тела по различным сенсорным каналам, начинает обрабатываться мозгом автоматически, в фоновом режиме. При этом происходит высвобождение ресурсов “верхних этажей” психики, которое естественным образом должно приводить к улучшению внимания, памяти, способности решать учебные (и не только) задачи.
Во-вторых, в большинстве упражнений руки ребенка или предмет, которым он манипулирует, постоянно пересекают среднюю линию тела, перемещаются из правой полусферы в левую и обратно. Это тысячекратно повторяющееся во время каждой тренировки пересечение средней линии тела приводит к улучшению межполушарного взаимодействия. Две половинки нашего мозга начинают работать не порознь, а вместе, как одно целое.