История Третья.
Вайтулевичюс Надежда Геннадьевна стояла у истоков создания Службы ранней помощи в Пермском крае в 2016 году. Компетенции Надежды Геннадьевны сильно выросли за 5 лет работы в Центре, благодаря постоянному обучению. Мы пообщались с Надеждой Геннадьевной и узнали как участие в проекте повлияло на ее профессиональный рост.
— Мое появление в Центре было связано с открытием Службы ранней помощи в 2016 г. Набирались специалисты в мультидисциплинарную команду. Изначально, придя в Центр, я работала в качестве тифлопедагога, так как на тот момент в Службе были семьи с детьми с нарушениями зрения разной степени выраженности, в том числе с тотальной слепотой. Постепенно мой функционал стал расширяться. На сопровождении у меня стали появляться семьи с детьми и с другими нарушениями в развитии.
В ЦКРИ у меня два основных функционала: методист Краевого ресурсно-методического центра и специалист Службы ранней помощи.
Как специальный педагог я работала с детьми и их родителями, причем взаимодействие происходило по большей части именно с родителями. Большинство родителей волнует развитие их ребенка, насколько имеющиеся трудности повлияют на дальнейшую жизнь. Выслушав запрос и трудности родителей, я помогала им поставить первостепенные цели относительно навыков ребенка и продвигаться на пути к их достижению. Трудности, с которыми обращаются семьи, различны: от навыков приучения к туалету, вопросов приема пищи, до налаживания коммуникации и взаимодействия родителей с ребенком и приобретения игровых навыков ребенком.
Я прониклась данной технологией, это то, что интересно, то чем хочется заниматься, потому что это действительно работает. Расширяется «взгляд» на ребенка, восприятие ребенка становится целостным, происходит понимание того, какие факторы привели к наличию у него ограничений жизнедеятельности, какие трудности испытывает ребенок, и что при этом он способен делать и каким образом ему следует оказать помощь, чтобы он «пошел» в своем развитии, и мог приобретать необходимые ему навыки в повседневной жизни. Также важно выстраивать партнерские отношения с родителями, учитывая их беспокойства и тревоги, при этом помогать им становиться более компетентными в установлении отношений со своим ребенком.
Как методист, я сопровождала специалистов в вопросах реализации технологии ранней помощи на каждом этапе предоставления услуг детям и их семьям, проводила супервизии, проверяла и помогала в ведении необходимой документации.
За время работы в Службе ранней помощи я «выросла» в профессиональном плане, постоянно повышая свою квалификацию. Чтобы поддерживать знания в своей профессиональной сфере я постоянно читаю литературу, участвую в вебинарах, семинарах по интересующим меня темам. В последнее время я обучилась на трансдисциплинарного специалиста в ИРАВ и апробировала форму домашнего визитирования в роли данного специалиста.
За годы работы в Службе ранней помощи было реализовано много проектов, касающихся обучения специалистов службы. Служба ранней помощи ведет тесное сотрудничество со специалистами и преподавателями Санкт-Петербургского института раннего вмешательства (ИРАВ). В 2018 году на протяжении всего года я обучалась на тренера-преподавателя «Основ ранней помощи» в ИРАВ, что было для меня расширением моих компетенций. В рамках этого сотрудничества я выступала в качестве преподавателя, обучая специалистов ранней помощи: начиная с обучения и знакомства с основами технологии ранней помощи детям и их семьям до «ухода с головой» в данную технологию.
С 2019 года я сотрудничаю с ПГГПУ в качестве приглашенного преподавателя, вести курсы повышения квалификации по ранней помощи для специалистов образовательных организаций Перми и Пермского края. Также с 2019 года я стала методистом краевого ресурсно-методического центра по вопросам ранней помощи.
Один из принципов работы службы ранней помощи — междисциплинарность. По своей натуре я человек малообщительный и предпочитаю работать самостоятельно, чтобы меня ничего не отвлекало, и я могла сконцентрироваться на решении возникающих вопросов. Однако в моей работе без команды никак не обойтись. В вопросах реализации программ ранней помощи требуется слаженная командная работа, только так можно добиться положительной динамики у ребенка. Если все члены команды смотрят в одну сторону, заинтересованы в достижении единой поставленной цели, то и взаимоотношения выстраиваются иначе — команда становится сплочённее.
— Надежда, работа с особенными детьми требует от специалиста не только определённых компетенций, но и определённых черт характера, расскажите, когда вы решили, что именно работа с особенными детьми и есть ваше призвание?
— Еще со школьной скамьи меня интересовала психология и я хотела получить профессию психолога. Когда я поступала в университет, был колоссальный конкурс на специальности по психологии, и мой выбор пал на специальность дефектолога. Таким образом, сначала я окончила специалитет с присвоением квалификации: педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии. Дальше, сразу поступила в магистратуру по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», по программе «Клинико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями», окончив ее с отличием. И прошла профессиональную переподготовку по специальности «Педагогика и психология» как хотела. Свой профессиональный путь я начала в школе (работала с детьми с ментальными нарушениями), проработав полгода, я попала под сокращение, и перешла работать в специализированный детский сад для детей с нарушениями зрения. Во время работы в садике судьба меня свела со Службой ранней помощи. Сначала я совмещала, а потом приняла решение перейти полностью в Службу. В течение 2018 года работала ассистентом кафедры специальной педагогики и психологии ПГГПУ. Таким образом, в профессии я уже 10 лет, и ни капли не жалею о сделанном выборе.
Мой девиз по жизни «Если ты можешь это представить, ты можешь этого достичь!». Стараюсь и в работе следовать этому принципу. Творческий подход является залогом качественной и успешной работы в моей сфере деятельности. Порой именно через воображение или совместный с коллегами и родителями «мозговой штурм» разрешаются сложные вопросы. В жизни развиваю свое воображение, посещая выставки, спектакли в различных театрах, провожу свободное время в долгих неторопливых прогулках или уединившись с книгой. Мое увлечение — это рисование, постепенно осваиваю новые техники.
— Что бы вы пожелали своим клиентам и специалистам, работающим в вашей сфере?
Клиентам, и не только своим, я хотела бы порекомендовать прислушиваться к советам специалистов, пользоваться моментом, когда специалист открыт и готов делиться приемами и стратегиями взаимодействия с ребенком. Обсуждать волнующие вопросы без страха упрека со стороны специалиста. Верить в свои силы и понимать, что главный человек и учитель в жизни ребенка — это родитель.
Уважаемые родители, именно вы находитесь со своими детьми 24/7. Вам лучше знать в чем нуждается ваш ребенок и как ему помочь. А мы, специалисты, можем быть вашими партнерами и помогать вам, при условии, что и в домашних условиях у ребенка будут тренироваться необходимые навыки. Специалисты не «волшебники» и в одиночку без вас не справятся!
Новичкам я посоветую без стеснений обращаться к коллегам с опытом по любым возникшим вопросам. Не бояться общаться с родителями, обсуждать их беспокойства. Быть заинтересованными в своей профессии, постоянно узнавать новое и нарабатывать опыт. Профессионализм нарабатывается через опыт, постоянное экспериментирование.
Центру хочется пожелать еще много-много лет уверенной деятельности, целеустремленности, высокой репутации и безупречного качества. Пусть всегда имеется возможность для реализации грандиозных планов, пусть для Центра не будет ничего сложного и невозможного. Креативных идей, ответственных сотрудников, чтобы все работали как единый слаженный механизм, чтобы каждый из специалистов получал удовольствие и удовлетворение от работы! Хороших перспектив и удачи!