Дыхательная гимнастика

Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. 

Упражнения дыхательной гимнастики для детей направлены в основном на укрепление дыхательной системы организма. При занятиях развивается дыхательная мускулатура, вырабатывается привычка делать вдохи и выдохи правильно и ритмично. 

Основные показания к выполнению. Дыхательная гимнастика может быть полезной при следующих заболеваниях: 

  • бронхолегочные заболевания, бронхиальная астма; 
  • гайморит; 
  • ринит; 
  • недостаточность мозгового кровообращения, гипоксия, головные боли; 
  • неврозы, особенно при тревожных состояниях и страхах, раздражительной и апатической депрессии; 
  • различные половые и сексуальные расстройства.

Ограничения к выполнению.С большой осторожностью необходимо подходить к занятиям дыхательной гимнастикой в следующих случаях: 

  • травмы головы и позвоночника; 
  • радикулит и остеохондроз; 
  • повышенное артериальное, внутричерепное и внутриглазное давление; 
  • камни в печени, почках. 

Нельзя самостоятельно заниматься дыхательной гимнастикой людям с неустойчивой психикой, серьезными заболеваниями легких и сердца, детям до 6 лет.

Требования к выполнению дыхательных упражнений: 

  • делать вдох через нос; 
  • плечи должны быть неподвижны; 
  • выдох должен быть более длительным, чем вдох. 

Существует небольшой список рекомендаций по занятиям дыхательной гимнастикой с детьми: 

  • ребенок обязательно должен быть спокоен, не рассержен и не слишком игрив; 
  • упражнения нужно выполнять в спокойном темпе, чтобы ребенок не переусердствовал, и вы всегда могли контролировать его состояние; 
  • во время занятий нельзя делать резких выдохов; 
  • плечи ребенка должны оставаться в спокойном состоянии. 

Обязательно прекратите занятия, если: 

  • ребенок часто дышит, резко побледнел или покраснел, или закружилась голова; 
  • ребенок жалуется, что у него онемели ручки или ножки; 
  • у ребенка начали дрожать кисти рук. 

Перед началом занятий попросите ребенка рассказывать о своем самочувствии и сразу же предупреждать, если он вдруг почувствует недомогание. 

Дыхательная гимнастика 

Мы приготовили для вас несколько упражнений для занятий дыхательной гимнастикой

  •  «Задувание свечи» 

Оборудование: свечка

Нужно глубоко вздохнуть, чтобы свечку нам задуть. Сделать глубокий вдох, так чтобы щеки не надувались, и задержать дыхание. Вытянуть губы трубочкой и задуть свечу (или свечки). Повторить 3-4 раз. 

  • «Ёжик» 

Ёжик добрый, не колючий, посмотри вокруг получше. 

Данное упражнение можно выполнять стоя или сидя. Руки на нижние ребра. 1- поворот головы вправо-шумный вдох носом. 2- поворот головы влево- выдох через полуоткрытый рот. Выполнять 7 раз. 

  • «Регулировщик» 

Верный путь он нам покажет, повороты все укажет. 

Данное упражнение можно выполнить сидя (спина прямая) или стоя (ноги на ширине плеч). 1- правая рука вверх, а левая в сторону (вдох носом). 2- левая рука вверх, а правая в низ с произнесением звука р-р-р. Выполнять 7 раз. 

  • «Дыхание»

Подыши одной ноздрей, и к тебе придет покой. 

Данное упражнение выполняется стоя туловище выпрямлено. 1-правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки и сделать тихи продолжительный вдох левой ноздрей. 2-как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, левую закрыть и сделать выдох. Выполнять 4 раза.  

Библиографический список: 

  1. Пантелеева, Е. В. Дыхательная гимнастика для детей./ Е.В. Пантелеева. – Челябинск, издательство «Человек», 2012  г., ст 160. 
  2. Дыхательная гимнастика для детей:  [электронный ресурс]: https://samozdrav.ru/blog/dykhatelnaya-gimnastika-dlya-detey/ 
  3. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Под ред. Л.И. Беляковой –– М.: Книголюб, 2004. – 56 с. — (Логопедические технологии.) 
Яндекс.Метрика