Аутизм глазами специалистов службы ранней помощи

Ранняя помощь — это развитие способностей познавать окружающий мир и функционировать в этом мире. Специалисты службы ранней помощи помогают ребенку быть наблюдательным, проявлять интерес к окружающему миру и человеку, инициировать и поддерживать взаимодействие с членами семьи, разделять эмоции.

Ранняя помощь включает в себя следующий порядок оказания услуг: выявление дефицитов в развитии ребёнка на первичном приеме, проведение углубленной междисциплинарной/дифференциальной оценки активности и участия ребёнка в естественных жизненных ситуациях, составление и реализация программы ранней помощи, и заканчивается процессом перехода ребёнка в дошкольное учреждение.

Во время проведения первичного приема в службе ранней помощи, специалисты обращают внимание на «красные флажки» характерные для ребенка с РАС в возрасте от 1 года до 3 лет. К ним относятся:
🔹 Нет указательного жеста к 1 году: малыш использует его, чтобы попросить предмет или привлечь внимание, или спросить «что это?»
🔹 Нет лепета к 1 году: малыш говорит звуки ба-ба, да-да, па-па, он должен смотреть на кого-то пока лепечет и играть в «перекличку» — повторять звуки лепета за взрослым по очереди
🔹 Не показывает предметы взрослому: как будто говорит «посмотри на это»
🔹 Не использует жесты: к 1 году малыш не поднимает ручки, чтобы его взяли на руки; не машет «пока-пока», «нет», качая головой
🔹 Не разделяет удовольствие с другим человеком: малыш не получает удовольствия от взаимодействия с другим человеком, редко улыбается и смеется, когда играет с мамой
🔹 Повторяющиеся действия или движения (перебирание пальцев, раскачивание)
🔹 Нет или очень короткий контакт «глаза в глаза» во время игры и коммуникации с мамой/папой
🔹 Не следует за указательным жестом взрослого: к 1 году малыш не смотрит в том направлении, куда указывает взрослый
🔹 Проявляет больший интерес к предметам, чем к людям
🔹 Ограниченно играет с игрушками: малыш любит ограниченное количество игрушек, играет с частями игрушек (крутит колеса у машины)
🔹 Не копирует действия или звуки, которые делает взрослый
🔹 Не отвечает, когда зовут по имени

Для определения обоснованности для беспокойства по поводу развития РАС, с 2017 года в Службе ранней помощи проводится дифференциальная диагностика ADOS-2 (в 2017 г. – 11 детей, в 2018 г. — 29 детей, 2019 г. — 37 детей, на начало 2020 г. – 3 ребенка ).

ADOS-2 это стандартизированная методика, позволяющая при наличии подозрения на расстройства аутистического спектра оценивать особенности общения, социального взаимодействия и игры.

В методике используются специально подобранные игрушки для игры, материалы для деятельности, при которых можно наблюдать социальное взаимодействие, общение и коммуникацию, проявления поведения, связанные с аутистическим спектром на разных уровнях развития и в разном хронологическом возрасте.

Если по результатам подсчета выявляется для модуля Т: степень беспокойства; для модуля 1,2 — диагностическая категория: спектр аутизма или аутизм; специалистами Службы назначается углубленная оценка навыков – куррикулум, предназначенная для детей с РАС, после которой составляется и реализуется индивидуальная программа раннего вмешательства по Денверской модели.

Таким образом, применение ADOS-2 «Плана диагностического обследования при аутизме» на этапе дифференциальной диагностики нарушений развития у детей раннего возраста позволяет повысить эффективность вмешательств и оптимизировать разработку индивидуальной программы ранней помощи.

Авторы: Зимимна О.А., Вайтулевичюс Н.С., специалисты Службы ранней помощи ГБУ ПК «Центр комплексной реабилитации инвалидов»

Яндекс.Метрика